Да здравствует чтение!

 

Что может быть лучше,

 

Чем с книгой общение!

 

Работает на Drupal, система с открытым исходным кодом.

Карельский  костюм.

Урок-экскурсия.

31 марта 2016 г. для обучающихся 4-х классов ученицы 8а класса Рамешковской средней школы Алябьева Ира, Лопаткина Ира и Боброва Настя провели урок-экскурсию  в краеведческой экспозиции 18-19 века при Рамешковской центральной библиотеке. Этот урок - продолжение  проекта  «Кукла музейного значения. Девушка в карельском костюме».

В 2014 г. ребята из «Оформительского звена» в лагере дневного пребывания (руководитель учитель изобразительного искусства Зверькова Галина Геннадьевна) сделали куклу Агриппину и подарили для краеведческой экспозиции. Цель этого проекта: создать куклу в карельском костюме, подарить библиотеке и самим рассказать об особенностях этой одежды.

Начала рассказ об одежде Тверских карел Лопаткина Ира, об ее особенностях.  Условно одежду карел можно разделить на более древнюю, при изготовлении которой мастера ориентировались на одежду финнов, и более позднюю, в которой невооруженным взглядом можно обнаружить заимствования из типичной «русской» одежды.

Отдельные черты карельского костюма близки с одеждой вепсов, эстонцев, саамов и др. Многие черты, несомненно близки к русской одежде, что свидетельствует о раннем соприкосновении карел с русской культурой за много веков до переселения их в Тверской край. Таковы: сорока, сарафан, рубашка “новгородского типа” и др.

В основе каждого костюма была рубаха / “ряччиня”, “шоба” /, которую шили из льняного холста и сарафан. Рубаха была длинной, украшалась по вороту, внизу рукавов и подолу разнообразной вышивкой. В глубокой древности вышивка имела магический смысл – как бы защищала человека от злых духов. Вышивались священные животные, растения, языческие божества, способные отгонять от человека нечистую силу. Гуськи, уточки, лебеди, павы, олени, кони, дерево жизни – обычный мотив таких вышивок. У каждого рода был свой знак – священное животное, под защитой которого был род и на которое была запрещена охота. Его пытались изображать в вышивке. Со временем вышивка потеряла магическое значение, оставшись декоративным элементом костюма.

Обувь и головной убор представила Боброва Настя. Особенностью карельской обуви были “кенгет” и “калжут”. “Кенгет” - примитивные кожаные туфли или тапочки с тремя петельками. В эти петли продевались тонкие ремешки, с помощью которых “кенгет” подвязывали к ноге.

“Калжут” – цилиндрические наголенники из холста. Края снизу и сверху обшивались красной тканью. Древние эстонцы носили “калжут” из льняной ткани, впоследствии замененные вязанными.

Лапти из бересты носили редко, в основном бедные люди или надевали на грязные работы. Холщевые портянки носили и мужчины, и женщины.

Основное отличие карельского женского костюма от девичьего проявлялось в головном уборе и прическе.

Девушки заплетали волосы в одну косу и носили “ленту”, которую подвязывали вокруг головы и завязывали сзади. Верхняя часть головы оставалась открытой. Праздничная лента состояла из золотой парчи с блестками и бахромой.

Головной убор замужних женщин был значительно сложнее. Его назначение – полностью закрывать волосы. Этот головной убор назывался “сорока”. По форме он напоминает чепец.

Алябьева Ира подробно рассказала о поясе. Пояс / “вюо” / был необходимой принадлежностью как женского, так и мужского костюма у карел. Рубаха /если она надевалась без сарафана / и сарафан обязательно подпоясывались. Подпоясанная рубаха или верхняя одежда плотнее прилегает к телу, и пояс, таким образом, утепляет одежду. Кроме того, к поясу прикреплялись вещи, необходимые в домашнем обиходе: огниво, кисет, гребни, ножи, ключи, игольники и т.д. В прошлом у карел ходить без пояса считалось грехом. С поясом и у русских и у карел были связаны поверья о том, что он якобы предохранял от “нечистой силы”, “порчи” и т.п.

У Тверских карел пояс служил свадебным подарком жениховой родне от невесты – его дарили золовке или другой родственнице мужа при выкупе брачной постели и в других случаях.

Тканые пояса у карел изготавливались из шерстяных и из льняных ниток, иногда с добавлением хлопка или шелка. До настоящего времени существуют различные виды тканья поясов без ткацкого стана.

Праздничные пояса отличаются от будничных яркостью расцветки и украшениями. Пояса для молодых женщин и девушек делали более нарядными, на концах украшая кистями.
Узоры поясов – геометрические. Особенно часты ромбы, простые или удвоенные, а также поперечные полосы и косые столбики.

Иногда на поясах ткались фразы:

           "Люблю сердечно – дарю навечно"

"Милый мой, носи не забывай, дарю – не теряй…"

Видимо, такие пояса служили подарком с особым значением. Нередко употреблялись пояса с вытканными словами молитвы.

Из поясов домашнего изготовления нужно отметить плетеные из четырех прядей цветной шерсти, в виде шнура с кистями на концах. От одной кисти отходило еще по три кисти на шнурах, низанных стеклярусом.

Нужно упомянуть еще о женских праздничных поясах из “празумента” /позумента/ и о кожаных поясах, надевавшихся женщинами поверх сарафана. Тканные пояса обычно завязывали на талии сбоку.

Мужчины-карелы, в отличие от русских, никогда не носили кушаков. Предпочитали надежные и прочные, красивые кожаные ремни с металлическими застежками и украшениями.

Литература:

Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел. - М: Изд-во Академии наук СССР, 1951. - 132 с., ил. 

Генеральное соображение по Тверской губернии. – Тверь, 1873.